Скопье запомнился. Это определённо город со своим неповторимым лицом. Другое дело, что, как и в жизни, это лицо не может нравиться каждому. У меня даже появилось убеждение, что по Скопье можно определять степень развития вкуса. Впрочем, вполне понятны и причины появления всех архитектурных излишеств, о которых пойдёт речь. Молодой нации, формирование которой началось в начале XX века, усиленно продолжилось в составе Югославии и не окончилось до сих пор, нужно во что бы то ни стало показать свою историческую состоятельность. Показать, что Скопье, бывший при Югославии захолустным городом, — самая что ни на есть столица. Посмотрите и у нас есть памятники, словно говорят македонцы себе и всему миру, устроив парад скульптур в центре города, где людей каменных и бронзовых скоро будет больше, чем живых, и у нас есть красивые здания, продолжают они, имея в виду украшенные фальш-колоннами музеи и министерства на первой линии реки Вардар. А поскольку всё это происходит от какого-то внутреннего комплекса, то и выглядит как карикатура. К сожалению.
В Скопье я побывал дважды в 2018 году. Оба раза проявилось раздолбайство, присущее македонцам. В первый раз я остановился в апартаментах в самом центре города. Переночевав, я договорился с хозяином, что заберу багаж вечером, указав даже час. А вечером на протяжении часа не мог его вызвонить. Благо, помнил, где находится персонал этой конторы. В другой приезд я ночевал в гостинице на окраине из-за чего был вынужден часто ездить на автобусе. Но вот незадача: с недавнего времени проезд возможен только по транспортным картам, которые нигде не продаются (ещё существует некий хитрый способ при помощи смс). Их нет ни в одной билетной кассе, хотя водители автобусов уверяют, что они должны продаваться в билетных кассах, их нет у водителей, хотя в билетных кассах утверждают, что именно водители продают эти карты. В последний день сердобольные горожане, узнав, что я из России, подарили мне эту карту, посочувствовав, что во время Чемпионата мира по футболу я не дома и отметив, что россияне — младшие братья македонцев. Но не всем так сказочно везёт. Правильные европейские девушки, например, при мне отказались от поездки в каньон Матка, не сумев разгадать ребус покупки транспортной карты и не посмев проехаться зайцем.
1. На берегах реки Вардар формируется в наши дни центр столицы. Главный принцип этого процесса — излишество. Таких кораблей-ресторанов, например, уже три штуки.
2. К подсветке претензий нет.
3. Через реку через каждые 100 метров переброшен мост.
5. Приглядитесь в одном из пролётов моста на предыдущем фото можно увидеть статую ныряльщиц. (Чтобы сделать этот кадр я спустился к набережной, практически под самый мост, и чуть не задохнулся. Под главной достопримечательностью Македонии расположился её же главный неофициальный общественный туалет.)
6. Археологический музей.
7. Музей борьбы за Македонию, экспозиция которого охватывает период от начала движения сопротивления против османского господства до провозглашения независимости от Югославии на референдуме 8 сентября 1991 года. Немного дальше Национальный театр. Между ними в стадии строительства ещё один мост и корабль.
8. Ещё дальше от центра круглое здание гос предприятия «Водоснабжение и канализация» и квадратное здание здешнего «парфенона» — ратуши. Над ними — крепость Скопье.
9. Крепость Скопье или крепость Кале — комплекс оборонительных сооружений и археологический памятник, расположенный в центре города Скопье (Македония), на возвышенности в долине Вардара. Древнейшее поселение на территории крепости относится к IV тысячелетию до н. э. С этого времени (с небольшими перерывами) территория современной крепости была заселена. Существуют предположения о начале строительства крупных укреплений в Кале в период правления Юстиниана, однако достоверно известно лишь, что Кале превращается в центр Скопье на рубеже X—XI веков в период правления болгарского царя Самуила. В конце XIII века город перешёл под контроль Сербии и стал одним из её центров. В этот период на территории Кале располагалось четыре церкви, а территория возвышенности была плотно застроена. У подножья крепости у реки Вардар располагался Еврейский квартал. После взятия Скопье турками в 1391 году крепость стала использоваться в качестве казарм. Поскольку подобно Охридской крепости, показанной в первой части, внутри крепостных стен ничего внятного не сохранилось, то на фото ниже показываю вид на город, открывающийся с её стен. Автомобильный мост, городская застройка, замысловатое здание почты и единственная достопримечательность, которую я не успел посмотреть, Милениумский крест, соединённый с городом канатной дорогой.
10. Вид с крепости на центр: Каменный мост, Археологический музей, памятник Филиппу Македонскому, церковь Св. Дмитрия, справа — полукруглый краешек Музея холокоста.
11. У подножия крепости — площадь Филиппа II, соединяющая Каменный мост и старый квартал города. Площадь кишит памятниками, главный из которых «Воин» — Филиппу — возвышается над окружающими зданиями и даже над колокольней церкви Св. Дмитрия. Это одна из тех македонских скульптур, к которой нет претензий с точки зрения пропорций тел.
12. Филипп II (382—336 годы до н. э.) Македонский — царь античной Македонии, правивший с 359 года до н.э. Отец Александра Македонского. К Скопье и современному государству Северная Македония ни территориально ни событийно отношения не имел. Однако Вергинская звезда — символ, изображение звезды с шестнадцатью лучами, обнаруженный в 1977 г. на гробнице Филиппа II — принята как национальный символ македонцев и в несколько изменённом виде изображена на македонском флаге.
13. Композиция у основания монумента Филиппу II Македонскому. Вероятно, родственники.
14. Немного ближе к мосту — фонтан материнства. (В пределах площади много чего есть, включая фонтан с лошадьми, показываю только самое-самое.)
15. Церковь Св. Дмитрия — православная церковь в Скопье, бывшая соборная церковь Скопийской епархии. На её месте был старый храм, существовавший с XVI века. В 1690 году была заброшена, а с 1886 по 1894 год церковь была обновлена и расширена. В 2012 г., говорят, тут произошло чудо — закопченные от дыма свечей фрески самоочистились, засияв первоначальными красками.
16.
18. Снова возвращаюсь к крепости, у подножия которой сохранился небольшой парк. Вообще, в центре Скопье подобных тихих, не заставленных скульптурами, зелёных уголков мало. А здесь — приятная тень и остовы каких-то ржавых пушек. Напротив входа начинается старый квартал, у края которого главная столичная мечеть — Мечеть Мустафы-паши (Мраморная). Мечеть стоит на плато, чуть выше старого базара и является одним из самых красивых исламских памятников в Македонии. Построена в 1492 Пашой Мустафой, визирем султана Селима I.
19. В ста метрах от мечети — церковь Свети Спас. Построенная в середине XVI века. Сохранилась замечательная роспись XVI-XVII веков. У колокольни — массивное надгробие над могилой Гоце Делчева, македонского народного героя, о котором даже упоминается в государственном гимне.
20. У горожан попроще — и могилы поскромнее.
22. Базар в данном случае — не рынок в обычном понимании, а городской торговый квартал, первые этажи зданий в котором заняты магазинами и общепитом. В наши дни в основном ориентирован на туристов.
23. Иногда не отличим от Турции.
24.
25.
26. Возвращаюсь на противоположный берег Вардара. Каменный мост связывает площадь Филиппа II Македонского с площадью Македония, на которой установлена конная статуя Александра Филипповича Македонского. Отец смотрит на сына с противоположного берега Вардара и даже словно машет ему рукой, но взгляд Александра направлен в другую сторону.
27. Вот тот человек, что прожил всего 32 года, но завоевал половину мира. Македонцы очень хотят, чтобы Александр Македонский был македонцем, но он был греком, что тоже правдой может не быть, но во всяком случае общепринято.
28. Здесь же, среди плотной городской застройки, приютилась Триумфальная арка «Македония», открытая в 2012 г. Высота триумфальной арки — 21 метр. Стоимость — 4,4 млн. евро. Общая площадь — 193 м2. На триумфальной арке имеются лестницы и лифты. Также в ней есть несколько комнат, одна из которых — сувенирный магазин. На крыше арки проводятся свадьбы. На сооружение творчески нанесены различные события, связанные с историей Республики Македонии, Древней Македонией, проповедниками Кириллом и Мефодием, просветителями Климентом и Наумом Охридскими, правителем Кралевичем Марко и т.д.
29. Мне же показался интересным следующий из сюжетов, представленных на арке. Флаг, впрочем, не СССР, а СРМ — Социалистической Республики Македония, бывшей частью Югославии. Та же звезда, тот же цвет, но без серпа и молота.
30. Продажа книг на площади Македония (найдите знакомое лицо).
31. Мать Тереза — самая известная уроженка Скопье. По национальности — косовская албанка. Её родовой дом не сохранился, но в качестве мемориального властями Скопье был построен замысловатый дом на одной из центральных улиц. Сама Тереза, уехав в 18 лет в Индию, нанесла впоследствии всего несколько краткосрочных визитов в город своего детства. Экспозиция скудная, в основном фотографии с официальных мероприятий, но заглянуть, напомнить себе о милосердии и любви к ближнему, можно.
32. Кое что из личных вещей Матери Терезы.
33. Ну и конечно я не мог не заглянуть в главный храм Македонии — кафедральный собор Святого Климента Охридского. Постройка cобора была начата в 1972 году, а закончена и освещена 12 Августа 1990 года, приуроченно к 1150-ой годовщине рождения Св. Клемента Охридского. Собор может вместить 6 тысяч человек. В главном корпусе полезной площадью 1000 м² имеются купол высотой 36 метров и площадью 650 м² с самым большим в мире портретом Иисуса Христа площадью 70 м², большой иконостас размером 19,5 метров в ширину и 12,5 метров в высоту.
34. Нетуристический Скопье.
35. Каньон Матка находится за пределами Скопье, но он связан с городом рейсовым автобусным маршрутом. Посетить его легко, нужно только знать расписание (узнать можно на автовокзале или у гугла). Ехать правда придётся около часа в каждую сторону, зато можно поглазеть на столичные окраины.
37. В каньоне проложено несколько маршрутов с посещением монастырей разной протяженности. Я же решил посмотреть сам каньон, поэтому отправился тропой, ведущей вдоль берега. Это не сложный, но протяжённый маршрут. Опытным путём я выяснил, что: 1) самые красивые виды открываются как раз в конце маршрута; и 2) почти никто не доходит до конца, то есть лишает себя этих видов, видимо не подозревая о том, что они будут. Я же шёл до конца, потому что надеялся, что тропа заканчивается у причала, откуда я вернусь с одной из групп, катающихся по каньону на лодке. Увы, тропа просто обрывается.
_____________________________________________________________________
38. На десерт — порция столичной городской скульптуры.
39. Герой освободительного движения с непропорциональными ногами.
40. Увековечили целое собрание. Первая пленарная сессия анти-фашистской ассамблеи.
41. Есть место даже подобным скульптурам.
42. Маски. Понравилось.
43.
44.
45. И ещё одна группа в парке Женщинам-борцам. Памятник основателям внутренней македонской революционной организации, 1893. Здесь же, напротив Собрания Республики Северная Македония, т.е. парламента страны, проходил митинг против геноцида со стороны греков, подкрепляемый очень неприятными фотографиями.
46. Граффити.
Македония, часть 1: по стране.
Македония, часть 2: Скопье и окрестности.
20-21 мая, 22-23 июня 2018 г.